Абстракция возвращается

Lenta.ru

В конце мая 43 картины одного из российских классиков абстрактного искусства Игоря Вулоха были возвращены в Россию. Вулох (1938-2012) — художник поколения шестидесятников, его работы хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, в Музее современного искусства в Дании и в Государственном музее концептуального искусства в Греции, а недавно, в 2013 году, выставка художника прошла в Московском музее современного искусства. Он сам готовил эту выставку, но не дожил до нее.

Несколько десятков картин Вулоха были вывезены из России в 1990-х годах, о них ничего не было известно. Вдова Игоря Вулоха Наталья Туколкина-Охота рассказала «Ленте.ру» о сложностях, с которыми было сопряжено возвращение работ художника на родину. Родственники галериста, который вывез картины, не хотели расставаться с ценной коллекцией. Каждый из холстов Вулоха сейчас оценивается в десятки тысяч долларов.

«Во времена, когда границы были закрыты, для тех, чье искусство официально не признавалось или было под запретом, художникам особенно хотелось поехать за Запад, сделать свою выставку и посмотреть, как там все устроено, — вспоминает вдова художника, — Их искусство, неприемлемое в рамках советской идеологии, могло бы найти отклик у западных коллег и зрителей. Ввиду коммерческой неграмотности и наивности многие отдавали работы без документов. Чего было бояться: все свои, никто не обманет. Хотя обычно все-таки старались фиксировать происходящее: арт-дилер приезжал домой к художнику, забирал картины и писал расписки».

Галерист Сергей Попов тогда был очень влиятельным человеком. Он сделал первый аукцион Sotheby’s в Советском Союзе в 1988 году. И Вулох, и Попов, и Ирина Ефимович, руководившая тогда Союзом художников — все были хорошо знакомы и официально связаны через Комбинат (Всесоюзный художественно-производственный комбинат имени Е.В. Вучетича при Министерстве культуры СССР — производственное предприятие Художественного фонда, где числились деятели искусства). Ему без оглядки отдавали свои работы все художники. Речь об обмане идти не могла.

Ирина Ефимович повезла картины Вулоха на выставку в Италию, но что-то пошло не так, и работы не вернулись. Тогда за ними отправился Попов, ему удалось их найти и забрать с собой в Берлин, где у него была галерея. Возвращать ничего не хотел, но и денег художнику тоже не отдавал.

«Я так понимаю, они были ему нужны для тусовки: художник с именем в коллекции — это рейтинг и престиж галереи, — рассказывает Наталья Туколкина-Охота. — Продал он больше половины. Помню, он даже тайком приезжал в Москву, делал выставку в закрытой галерее, продавал несколько работ и уезжал».

Когда галерист умер, семья Вулоха стала разыскивать пропавшие картины. Наталье было известно о его жене — Татьяне, однако найти ее не удавалось. И тогда она обратилась к своему сыну от первого брака Егору Альтману, чтобы тот помог ей с поисками и возвращением работ в Россию. Он нанял адвоката, связался с вдовой галериста, но та поначалу не хотела ничего отдавать, аргументируя это тем, что ни Сергея, ни Игоря уже нет в живых.

«Я ей сказала: "Тань, ты их не продашь, все знают, что они краденые". Поэтому отдала она добровольно. Но нехотя. Она оставила себе восемь работ, потому что привыкла к ним. Такие вещи с картинами Игоря Александровича случаются, бывает сложно расстаться, это я знаю», — делится своими предположениями Наталья.

Только недавно наследникам художника все же удалось забрать картины у Поповой. Теперь 43 работы, которых никто не видел в России, принадлежат Егору Альтману и Наталье Туколкиной-Охоте. Вдова Игоря Вулоха надеется организовать выставку найденных работ в Музее частных коллекций в ГМИИ им. Пушкина: «Раз нашлось столько работ, то надо их показать: на родине художника зрители обязательно должны первыми увидеть эти неизвестные широкой публике произведения мастера».