Творец белого света

ВТБ России

Кольцо авангардных выставок этой осени в Москве замкнула экспозиция работ Игоря Вулоха
Картины белого периода отражают настроение самого счастливого времени жизни Игоря Вулоха.

© Пресс-служба ВТБ, Леонид Ситник

Картины белого периода отражают настроение самого счастливого времени жизни Игоря Вулоха. © Пресс-служба ВТБ, Леонид Ситник

Откуда этот свет в его картинах? Историк кино Наум Клейман, студенческий друг Игоря Вулоха по ВГИКу, вспоминает, с какими муками шел художник к своему стилю: «Он мог несколько дней подряд делать одну работу и, если понимал, что заходил в тупик, уничтожал ее. Он часто ходил к операторам и внимательно наблюдал, как они «делают свет». В его работах светит максимально приближенный к реальности, достоверный свет. Тот, которого умеют добиваться лучшие художники по свету».

© Пресс-служба ВТБ, Леонид Ситник

Полотна Игоря Вулоха очаровывают и не отпускают. Если европейский и русский авангард начала прошлого века показывают в Третьяковке на Крымском Валу, то творчество авангардиста нашего времени Игоря Вулоха представили на Петровке, в Московском музее современного искусства. Выставка, спонсором которой также выступил банк ВТБ, готовилась на протяжении двух лет, и из крупнейшей прижизненной к моменту открытия превратилась в первую посмертную. Художник умер в ноябре 2012 года. Но, кажется, это не отразилось на общей тональности экспозиции. Светлый человек и светлый мастер, Игорь Вулох своими картинами озарил шесть залов экспозиции, где разместились порядка двухсот работ, охватывающих все периоды его творчества. Светилась даже тьма двух особых, оформленных в стиле арт-нуар и озвученных стихами Геннадия Айги залов.

Слава к художнику Игорю Вулоху пришла внезапно. Вынужденный в течение многих лет работать в реалистичной манере, свои абстрактные картины Вулох писал не для публики, а так, для себя и друзей. У писателей это называется «работал в стол». Но именно они, эти тайные радости, принесли художнику всемирное признание.

Игорь Вулох не искал сложных сюжетов и композиций, его глаз радовали самые простые вещи: окно, стена, пейзаж, интерьер, лето, осень, зима. Но как он видел пейзаж, интерьер, окно, лето и зиму! Художественные критики объясняют это так: художник обладает оригинальной оптикой, глаз его видит так, как не видит никто другой.

Работы Игоря Вулоха заставляют задуматься над природой наших чувств.

© Пресс-служба ВТБ, Леонид Ситник

Абстракция? Да! Нежная, тонкая, лиричная. «Работы отца – это не чуждая непонятная абстракция. Они живые, светлые и понятные. Например, в его автопортрете безошибочно узнается портрет художника, безо всяких пояснительных комментариев и подписей», – объясняет дочь художника Лидия.

Острая потребность в гармонии заставляла Вулоха искать гармонию всюду. Особенно явственно она ощущается в белом периоде художника, написанном в самый счастливый отрезок его жизни. Из этих поисков, вероятно, и синтез искусств, многолетнее сотрудничество и дружба с поэтом Геннадием Айги, создание совместных циклов работ. Отсюда – служба в духовной академии при Троице-Сергиевой лавре. Отсюда – совместные проекты со шведским поэтом, лауреатом Нобелевской премии по литературе Томасом Транстремером.

«Самое сильное мое впечатление от выставки – поэтический зал, где представлена графика и звучат медитативные стихи Геннадия Айги», – рассказывает дочь художника Лидия.

Выставка Игоря Вулоха пройдет в Московском музее современного искусства с 16 октября по 24 ноября 2013 года.

Автор: Петр Сейбиль