Открывается выставка Игоря Вулоха в Московском музее современного искусства

Московский музей современного искусства, Фонд творческого наследия Игоря Вулоха и куратор Андрей Толстой представляют масштабную выставку творчества Игоря Вулоха (1938 — 2012), значительной фигуры в рядах художников 60-х годов, абстракциониста-созерцателя, никогда, впрочем, себя ни к какому объединению не относившего. Общепринятые категории для него решающего значения не имели. Ему нравилось ставить перед собой собственные рамки. Вулох говорил: «Приступая к работе, я решаю для себя, что, например, не буду пользоваться более чем двумя-тремя красками и вертикалью, чтобы, будучи в этих границах, я выжал из себя все, что мог, для того чтобы показать, что я из себя представляю. Это и есть для меня самопроверка, а не какая-нибудь программа…»

Он родился в Казани, там же окончил художественное училище. Вулоху не было еще и двадцати, когда он стал участником Всесоюзной художественной выставки 1957 года. Его работа «Зима» имела большой успех – через год Вулох приехал в Москву. В 1960 году в Леверкузене (Германия) прошла выставка «Монохромная живопись» - он стал одним из сорока приехавших из разных стран участников. Так Вулоха узнали и на Западе.

Он был страстно увлечен пейзажем и создавал тончайшие, геометрически выстроенные, медитативные работы. Живая природа завораживала его. Но не менее притягательной для него была и природа мертвая. Работая над натюрмортом, он концентрировался на небольшом объекте – щепке, куске коры, камне - и остальной мир переставал существовать. Воспитанный в традициях русской живописи XIX века, Вулох всегда немного смещал акценты.

Ему повезло, жизнь сводила его с удивительными, неординарными людьми: одним из преподавателей в училище был Виктор Подгурский, талантливый педагог, почти 30 лет проживший в Китае и прекрасно разбиравшийся в китайской культуре; Вулох был знаком с крупнейшими специалистами по русскому авангарду Николаем Харджиевым и Троэлсом Андерсеном, писателем Василием Шукшиным, коллекционером Георгием Костаки, с поэтами Алексеем Крученых, Тумасом Транстремером и Геннадием Айги.

Вулох тонко чувствовал не только природу, он вообще тонко чувствовал. Возможно, именно это приближало его творчество к поэзии. Он был по преимуществу одиночкой, всегда «сам по себе», но в лице Айги нашел друга и единомышленника. Вулох создал серию набросков к его поэзии, а Айги посвятил Вулоху цикл стихов. В 1994 году художник создаст графическую серию к стихотворениям Тумаса Транстрёмера, крупнейшего шведского поэта XX века, ставшего лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2011 год. Прямой, ясный язык Транстрёмера, метафорический мир его поэзии, сопряжение разных сфер для Вулоха были понятны и узнаваемы несмотря на географическое расстояние между двумя странами.

Произведения Игоря Вулоха выставлялись в России, США, Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Польше, Италии, Греции и Японии. Его работы входят в частные собрания и в собрания крупнейших музеев и галерей по всему миру, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Музей современного искусства города Силькеборга (Дания), Государственный музей концептуального искусства (Салоники, Греция). В рамках выставки, проходящей в MMOMA, представлены ранние работы Вулоха, принесшие ему первую известность, произведения легендарного «Белого периода», знаменитые графические циклы к стихам поэтов Геннадия Айги и Тумаса Транстремера, а также серия авторского фарфора, выполненного по эскизам художника. В экспозицию включено около 200 произведений.